Первый муж моей любимой бабушки (ну тогда она была Сарочкой, Симой, Серафимой) ушел на фронт лейтенантом, оставив Симу беременной и в 1941 году на свет появилась Света, их дочь, моя тётушка. Письма влюбленного молодого отца почти все сохранились, хотя Сима сохранила и не только письма: талоны на питание, командировочные листы, грамоты, путевки. Но письма…. они всегда хранились у бабушки в секретном месте и только 9 мая она закрывалась у себя, тихонько выскользнув из-за стола и перебирала их. Выходила из комнаты в слезах.
Десятки десятки писем… Поздравления, рассуждения, надежды на мирное будущее, беспокойство о здоровье, рассказы о буднях фронтовой жизни, кстати, иногда весьма забавные). Писалось на любом свободном клочке бумажки, карте, странице учебника.
Серафиме с дочкой много пришлось поездить по России, иногда вслед за мужем, иногда эвакуироваться пришлось от бомбежек и голода. Крым приютил их, впрочем как и Новосибирск, Томск, Сузун, Москва, Ленинград.
…это то самое, что боялись получить в любой семье того времени… вот так размер А5 перечеркнул всю жизнь моей дорогой Серафимы Васильевны, лишив ее единственного человека, которого она любила, отняв у маленькой девочки отца, а у родителей сына. А произошло это именно тогда, когда уже вся страна праздновала победу над фашизмом. Мне не понять ту боль. Страшно подумать, сколько таких бумажек разрушили надежд на счастье.
Потом бабушка вышла замуж, за моего деда, который тоже прошел войну, и который всегда с уважением относился к слезам по другому мужчине, но это совершенно другая история.